Я всегда пробую Актеров парами. Мы берем сцену, вызываем двух Актеров (иногда больше), обсуждаем, репетируем... Но сначала знакомимся. Актер не подозревает, что в первые пять минут общения (иногда и в первую минуту) становится понятно, что он не подходит. Но это не мешает нам пообщаться. Узнать друг друга. Что-то понять. Актер может не подойти по разным причинам. Нужен высокий, а приходит невысокий. Нужен конкретно такой, а приходит, конкретно другой... Это не значит, что он плохой. Это я просто к тому, что зачастую подобное становится ясно в первые минуты. Правда, всегда есть шанс, что Актер (совсем не такой, какой нужен), своей работой, своим анализом, доказывает, что нужен именно он - «Другой». Редко такое бывает, но бывает, и это не важно. Я не об этом хочу рассказать.
Стандартно на пробу я отвожу час. Это немного. Этого совсем не хватает, чтобы понять человека. Этого хватает только для того, чтобы понять, что он не подходит на роль. Хотя, как я сказал выше, чаще хватает пяти минут. Для меня Актерские пробы — самая изнурительная часть работы над картиной. С утра до самого вечера, каждый час, по двадцать человек в день, приходят всё не те, и не те. Всё не подходят и не подходят. И каждый из них несет в себе свою биографию, свое «поле», свои стремления... Это, кстати, еще неплохо. Бывает иначе. Ничего не несут. Ни стремлений, ни убеждений, ни «поля»... Хотя... Представьте себе. Когда ансамбль собран, и собран именно из тех, кто «подходит», кто тебе нужен, в ком ты уверен — совсем по-другому репетируется. Работа приносит удовольствие и даже азарт. Хотя я совсем не азартный человек. Совсем. А теперь, представьте себе, когда каждый день, каждый час на пробах ты репетируешь с тем, кто не «подходит». Кто, может быть, даже претит тебе. Это изнурение. Но это неважно. Это не то, что я хотел рассказать.
Я не могу Актеру на пятой минуте сказать «До свидания». Это неприлично. Он готовился, он хочет. Надо дать ему шанс. До этого Актера нет никому дела. Да и ему до меня тоже нет дела. Ему нужна роль. Он кушать хочет. Поэтому я стараюсь давать этот шанс. Но все же не всегда. Если я вижу, что он действительно хочет и переживает, то да. А если нет — то все-таки говорю «до свидания» сразу.
Итак... он не подходит. А впереди целый час. До следующей пары. В этот час происходит что-то вне контекста роли. Вне рамок фильма. Передо мной Человек. Два Человека...
Продолжение последует в рубрике «Актерские пробы».