Парадокс - это метод извлечения художественного образа.
...Один из методов. На противопоставлении двух противоречащих друг другу (отрицающих друг друга) явлений, существование каждого из которых доказуемо, мы имеем возможность извлечь некий третий смысл, отличный от противоречащих друг другу других смыслов, который будет являться в свою очередь художественным образом. Чем-то это напоминает "эффект Кулешова" в монтаже, когда мы стыкуем два независимых друг от друга кадра, на стыке получая в воображении зрителя (читателя) некий смысл, не связанный с этими кадрами. Но если в монтаже это могут быть кадры, смысл которых не противопоставлен друг другу, то природа парадокса заключается в том, что требуемый художественный образ мы извлекаем от столкновения явлений (сопоставления сцен, сопоставления других образов, реплик, жестов, контекстуальных смыслов, чего угодно), которые вступают в борьбу друг с другом. Все это требуется для особого эффекта, призванного вызвать у внимающего субъекта, то есть зрителя или читателя, ощущение, что он находится в мире загадок, в котором к его удивлению нет ответов на элементарные вопросы, что эти ответы могут быть настолько неожиданными, что требуют пересмотра собственной адекватности и постановки вопроса самому себе - действительно ли я что-то понимаю в своей жизни? "Загнав" зрителя, читателя в такое положение, некоторое состояние, вы как бы получаете манипулятивную власть над ним, позволяющую достичь некоторых целей, постановки таких вопросов, которые априори внимающий начнет воспринимать без особого сопротивления, то есть отбросит на время от себя собственные предубеждения.
А ведь существует еще и «парадоксальная игра»... Парадоксальное существование. Можно ли этим овладеть? Читайте наши статьи в сообществе. Об этом будет много.