"Как бы ты поступил, если бы был в тот вечер у Малолетковой и очутился в положении ее гостей?"
"Посередине, на самой авансцене сидела Малолеткова. Царившая тишина заставляла ожидать чего-то особенного от той, которая была на сцене. Она осторожно отняла от лица одну руку, потом другую, но при этом опустила голову так низко, что нам была видна лишь ее макушка с пробором. Наступила новая томительная пауза. Она стала поправляться, пересаживаться, принимать нелепые позы, откидываться, наклоняться в разные стороны, усиленно вытягивать свою короткую юбку..."
Вы знаете откуда эти цитаты. Вы поняли, что мы позволили себе пошутить путём компиляции текста. Мы его немножко помонтировали (с помощью купирования), и на стыках, не поправив ни буквы, получили некий новый смысл, который автор в оригинал не вкладывал (хотя, может быть, и вкладывал). О таком явлении, как "монтаж" поговорим потом...
Константин Сергеевич Станиславский в своей книге "Работа Актёра над собой" цитирует Александра Сергеевича Пушкина (из заметки «О народной драме и о «Марфе Посаднице» М. П. Погодина»): "Истина страстей, правдоподобие чувствований в _предполагаемых_ обстоятельствах – вот чего требует наш ум от драматического писателя". И добавляет от себя: "...И вот в нашей практической работе укрепился термин «предлагаемые обстоятельства», которым мы и пользуемся."
Ещё: "...обстоятельства, которые для писателя являются предполагаемыми, для нас, артистов, будут уже готовыми – предлагаемыми".
Станиславский не стал спорить с Пушкиным... И мы не будем ни с кем спорить. Но скажем. Предлагаемые обстоятельства никогда не могут быть "предполагаемыми" ни для кого (ни для писателя, ни для режиссера...). Они всегда "готовые", требующие внимательного исследования.
Ещё цитата из этой книги:
"Прежде всего, надо понять, что подразумевается под словами «предлагаемые обстоятельства». Это фабула пьесы, ее факты, события, эпоха, время и место действия, условия жизни, наше актерское и режиссерское понимание пьесы, добавления к ней от себя, мизансцены, постановка, декорации и костюмы художника, бутафория, освещение, шумы и звуки, и прочее и прочее, что предлагается актерам принять во внимание при их творчестве."
Покопаемся в этом...
Что предлагается актёрам принять во внимание при их творчестве? То же что и писателю, и режиссёру. Буквально всё, что окружает момент. И чтобы не впасть в хаос, Константин Сергеевич нам перечисляет это "всё" и даже даёт последовательность: "...эпоха, время и место действия, условия жизни...", и т. д... Это невозможно ни предположить, ни выдумать. Это можно только исследовать. И факты и события. Для чего? Как раз для того, чтобы быть "точным" в разработке таких вещей как мизансцена, декорация, костюм, звуки и шумы... То, как это "ставить", описывать, играть. Даже если хочется новаторской трактовки. Она (новаторская трактовка) тоже может быть "точной" и "неточной".
В этом прекрасном перечислении есть основа "Драматического анализа". Вот исток из которого мы черпаем план "Драматического анализа" перетекающего в "Постановочный план".
Станиславский заключает в понятие "предлагаемые обстоятельства" и Драматический анализ и Постановочный план потому, что он строит методичку для актёра, для которого всё это уже "готово", в то время как для писателя и режиссёра это две абсолютно разные части подготовительной работы, и "предлагаемые обстоятельства" мы находим только в первой из них.
Но актер не должен ждать поданного на блюдце с голубой каемочкой результатов творческого исследования под названием "Постановочный план" от кого-либо. Ибо актёр тоже есть автор и соавтор творческого произведения. Как автор своей роли он становится соавтором режиссёра единого творческого произведения сценического или кинематографического. До тех пор пока сценическое или кинематографическое произведение не обрело на себе печать "сдано в печать", все мизансцены, свет и шумы поправимые вещи, и зачастую актёр диктует своим талантом поправку этих вещей. Конечно, если актёр попадает в руки диктатора-режиссёра ему особо не развернуться в своём соавторстве. Допустим режиссер - «диктатор». Таким его заставляет быть та ответственность, которая ложится на плечи при соблюдении сроков, бюджетов переданных в управление, ответственность за огромный коллектив, жизнь и состояние которого напрямую зависит от режиссёра. У него, зачастую, нет времени и возможности вступать с артистом в соавторство. В работу он приносит готовые идеи и решения. Но все равно, знайте, самый "диктаторский" диктатор всегда нуждается в подобном соавторстве. Нет такого режиссёра, который в нём не нуждается. Если актёр проделал правильную подготовительную работу, разобрался в предлагаемых обстоятельствах своей роли, способен тоже привнести свои готовые решения, и касаемо своей собственной роли, и создаваемого творческого произведения в целом. Если его подготовительная работа проведена правильно, его предложения не могут остаться без внимания. Они неизменно дополняют общую картину, подтверждая что любое сценическое и кинематографическое творчество - это творчество коллективное. Невозможно быть всегда безапелляционно правым. Невозможно в этой жизни учесть вообще всё. И поэтому дополнительный верный взгляд на дело, время которое на подготовку потрачено другими людьми всегда дополняет общую картину. Художник по костюму придумывая героям костюмы погружается в предлагаемые обстоятельства произведения, над которым ведёт работу и замечает некие детали, которые стремится донести до постановщика. Художник-постановщик создавая декорацию погружается в предлагаемые обстоятельства творческого произведения над которым работает и обнаруживает новые никем не замеченные детали и доносит их до постановщика, и тем самым дополняет общую творческую работу. Разумеется художник по костюму обращает внимание на одни детали, художник-постановщик на другие, актёр на третьи, и сообщают свои находки тому одному, на котором лежит ответственность собрать все воедино. Они образуют собой это самое что называется «коллективным творчеством». Когда же у режиссёра (постановщика) возникает склонность к диктаторству? В то время когда его сотоварищи относится к своему делу безответственно. Если оставить за скобками особенности характеров тех или иных людей, взять за основу некий идеал в котором режиссёр не стремится выделить себя лично среди других или приподнять себя лично над материалом, то он никогда не оставит без внимания те находки, которые предложат ему коллеги.
Итак, важно каждому участнику творческого процесса понимать предлагаемые обстоятельства материала с которым он имеет дело.
Что входит в состав этих предлагаемых обстоятельств? Вернёмся к Станиславскому…
Предлагаемые обстоятельства - это:
Фабула пьесы. Факты.
Сюжет.
Эпоха.
Биографии ролей. (Роли)
Перспективы ролей. («Перспектива роли»)
Время и место действия.
Условия жизни. Обстановка.